Бывает так, что родители выбирают альбом подешевле, а в итоге платят за него в два раза больше или получают совсем не то, на что рассчитывали. Давайте я расскажу вам, почему так происходит и на что надо обращать внимание.
 В общем то глобального секрета нет — нужно просто читать все условия и не забывать задавать уточняющие вопросы. А я здесь просто набросаю некоторые частые моменты.

  • Фотографии в электронном виде. Уточните, получите ли вы бесплатно все фотографии со съемок, или все фотографии из альбома, или вообще никакие фотографии. Также уточните стоимость дополнительных покупок заранее. Просто если вам захочется на долгую память выкупить 10-20 фото из альбома, а они стоят например 200р\шт., то учитывайте, что данный вариант альбома вам обойдется на 2-4 т. р. дороже.
  • Входит ли сама съемка в стоимость альбомов. Да, бывает так, что это становится неприятным сюрпризом, когда заказали альбомы, а потом выяснилось что сама съемка или выезд стоит дополнительных денег.
  • Сколько съемочных дней входит в стоимость, на каких условиях досъемка. То что досъемка стоит денег это нормально. То что кол-во съемочных дней ограничено тоже нормально. Но все-таки узнайте все эти моменты сразу.
  • Как организована доставка готовых альбомов. Самовывоз, доставка транспортными компаниями, курьер и т. п. И соответственно входит ли это в стоимость. Иначе тоже может быть неприятным сюрпризом, что с вас еще 2000р за доставку.
  • Альбом учителю. Чаще он бывает в подарок, но совершенно нормально, когда он стоит денег. Просто уточните этот момент заранее.
  • Если съемка проходит в студии или еще в каком-то не школьном месте, утоните заранее стоимость, общую или за час, сколько времени понадобится, и входит ли это в стоимость или отдельно (чаще отдельно, но бывает и включено). Опять же, чтобы не была сюрпризом ситуация, когда уже оплатили альбомы с вариантом съемки в студии, а потом узнали, что нужно еще 15 т. р. на аренду студии.
  • Качество самих альбомов. Это может быть полиграфические альбомы с плотными толстыми страницами, полиграфические альбомы с тонкими «журнальными» страницами или фотопечать. Они отличаются соответственно и по качеству и по себестоимости. Фотопечать дороже всех, журнальные дешевле всех.
  • Уточните, снимает ли вас один конкретный фотограф или студия со штатом в несколько фотографов. Если несколько, то лучше уточнить момент будут ли фотографии такими же как в портфолио или посмотреть работы конкретного фотографа, который будет снимать ваш класс. 
  • Теперь не про деньги. Помните, много страничек это хорошо, уникальный дизайн обложки тоже прекрасно, но главное в альбоме все же фотографии. Посмотрите примеры работ выбранного фотографа. Они, во-первых, должны быть, а во-вторых должны вам нравится. Если на сайте практически нет портфолио именно фотографий, а только варианты дизайна, это повод как минимум запросить примеры и фотографий и нескольких (!)  готовых альбомов.
  • Когда вы выбираете альбом попробуйте посмотреть критически что именно вы получите. Дизайн или фотографии. Какого качества фотографии. Содержание альбома и техническое качество. 8 разворотов фотографий с друзьями и на плотных страницах это одно, 15 разворотов, но на них только 30 портретов, по одному на каждую страницу, и сами страницы мягкие журнальные это другое. Само по себе это не хорошо и не плохо, просто еще раз напомню, важно не только количество страничек в альбоме, но и его содержание.
  • Уточняйте все моменты, которые вам непонятны, или нигде не прописаны. Потому что впоследствии аргумент с вашей стороны «А мы думали, что будет вот так…» выглядит странно и неубедительно.
  • Внимательно проверяйте готовый макет альбома. Потому что ответственность за это именно на вас. Дизайнеры/фотографы не знают как правильно пишется та или иная фамилия, сколько детей у вас в классе, правильнее писать Анна или Аня и прочее.

  В заключении хочется сказать несколько слов о балансе значимости. Есть две крайности отношения родителей (иногда и детей) к альбому:

  Первая это когда вообще пофиг на всё, альбомы не интересны, фото не нужны, значимость все этого мероприятия нулевая, поэтому можно и не прийти на съемку, и опоздать, и прийти в грязной мятой одежде и прочее.

  Вторая это когда отношение к альбому как единственной в жизни возможности сфотографироваться. Как будто он стоит миллион и из этих фотографий будут на века сделаны фрески в вашем доме. И тут начинаются придирки и бесконечные обсуждения во всем — от оттенка (даже не цвета!) фона или не идеально ровной прически  до требования пересъемок всего класса. Потому что Катина мама, посмотрев общие фотографии, поняла, что это платье не идеально подходит ее дочери и нужно все переснимать уже с другим платьем.

  Давайте будем хотя бы где-то посередине. Приятное интересное мероприятие, важные, но далеко не единственные в жизни фотографии. Не заоблачная стоимость, но достаточная, чтобы приложить какие-то минимальные усилия. В общем, как будто сходить в хороший театр или ресторан. Немного подготовиться и получить удовольствие в процессе и прекрасные фотографии в результате



Блог

Подводные камни при выборе выпускных альбомов. Школьный фотограф Сергей Беликов

Что такое бэкстейдж

Галерея черно-белых фотографий с проекта «Фотоаудит и супервайзинг»
Подводные камни при выборе выпускных альбомов. Школьный фотограф Сергей Беликов

Про досъемку и жадных фотографов

Почему фотографы жадные, черствые и вообще!
Подводные камни при выборе выпускных альбомов. Школьный фотограф Сергей Беликов

Мемчики про школьную фотографию

Мемы и картинки про школьную фотографию. Всё из жизни. У фотографов все картинки вызывают фантомные боли и хочется...
Подводные камни при выборе выпускных альбомов. Школьный фотограф Сергей Беликов

Когда фоткаться-то?

Немного информации для размышления о том, когда же лучше сниматься в школах